Статкевич Марина Владимировна «Вокально-хоровая работа в дошкольном возрасте с применением
игр и упражнений»
Наилучшего
результата в постановке и расширении диапозона детского голоса можно достичь,
используя фонопедический метод развития
голоса, разработанный врачом-
отоларингологом и певцом Виктором Емельяновым. Его метод направлен на
укрепление гортани, расширение звукового диапозона голоса. Фонопедические
упражнения широко используются в работе с детскими и взрослыми хоровыми
коллективами, а также при лечении профессиональных заболеваний певцов. В
речевых играх по методу В. В. Емельянова используются крайние звуки регистров
от самого низкого, грудного до фальцетного, шипения, хрипа, губной вибрант,
штро-бас. Нередки упражнения на глиссандо от крайних звуков диапозона
(«звуковая волна»).
Далее представлен материал, за основу
которого взят ФМРГ В. В. Имельянова , который адаптирован мной
для детей дошкольного возраста.(Условные
обозначения описания голосообразующих движений:
(Р)- губной
вибрант – имитация звука (Р) вибрацией губ.
(У)- гласный
(у) (грудной или фальцетный) с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые губы при розомкнутых боковых зубах.
· «Собери тепло в ладошки». (Вдох носом, выдох в ладони ха.., а затем отдаём тепло
сначала голове, затем лбу, ушам, горлу.
· «Точечный самомассаж лица.»
Хочешь
быть здоровым? Да. На массаж спеши тогда
По четыре
вправо влево двигаем мы пальцы смело
Раз две
тоски у бровей. Два две точки у ноздрей
Три две
точки у виска четыре там,где борода
Пять где
горло шесть, где грудь семь про пальцы не забудь.
Нам
массаж опять помог, он здоровья залог.
(автор И.
Ю. Коваленко)
· «Артикуляционная гимнастика»:
ü Кусаем язык от кончика до основания и
обратно
ü Покусываем язык попеременно правыми и
левыми боковыми зубами, как бы жуя его. (Как вкусную конфетку.)
ü Сделайте языком круговые движения
между губами и зубами с закрытым ртом. (Проверяем все ли зубы на месте.)
ü Покусали верхнюю губу, нижнюю губу.
ü Втянули щёки(огурец худышка), надули
щёки(памидорка толстушка)
ü Пощёлкивайте языком, изменяя форму
рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. (Предложите детям
пощёлкать одинаково низко или высоко, т. е. выстраивать унисон). Затем
остановите «лошадку»БР……
·
«Интонационно –фонетические
упражнения»:
ü Изобразили звук мотора (Р)____ сели в ракету полетели высоко
на луну (У)__________(У)(с нижнего до верхнего регистра
глиссандо), выходим из высокой ракеты (Р)_________(с
верхнего регистра до нижнего как можно дольше спускаемся (глиссандо))
ü «Вопросы и ответы» (Мы приземлились
на Луну нас встречают добродушные жители, давайте и мы выучим язык лунатиков и ответим на все их вопросы)
Основным элементом упражнения является скользящая(глиссирующая) восходящая и нисходящая
интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр. Упражнение
является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного
регистра в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных. На каждом
занятии может браться какая-либо строчка, включая в тренаж разные согласные.
Варианты:
-педагог спрашивает, дети отвечают
-педагок
испрашивает и отвечает, дети повторяют
-ребёнок
спрашивает, дети отвечают (когда материал хорошо знаком)
«Вопросы ответы с согласными»
ШУ? У
У- ШУ!
У-ШУ У-ШО У-ША
У-ШЭ У-ШЫ У-СУ
У-СО У-СА У-СЭ
У-СЫ
У-ФУ У-ФО У-ФА
У-ФЭ У-ФЫ У-КУ
У-КО У-КА У-КЭ
У-КЫ
У-ТУ У-ТО У-ТА
У-ТЭ У-ТЫ У-ПУ
У-ПО У-ПА У-ПЭ У-ПЫ
«Вопросы-ответы трёхсложные»
У-ШУ-ЖУ
О А Э Ы
СЗ У-СО-ЗО
ФВ У-ФА-ВА
КГ
У-КЭ-ГЭ
ТД
У-ТЫ-ДЫ
ü Поём своё имя. (А теперь своим
друзьям споём как нас зовут)
«Если добрый день с утра»
Приложение №1
«Здравствуйте ребята, как
вас всех зовут» Приложение№2
ü Чередование выдувания (У) и гласной «А»(Надули шарик, он
медленно сдулся) (Надули шарик, он упругий поскакал) Приложение №3
ü Чередование выдувания(У) через октаву гласной(А) стаккато.(Надули
шарик закинули на 5 этаж, 6,7,….) Приложение №4
ü Песенка эхо «Пой за мной»(средняя
группа)Приложение№5
ü Песенка эхо «Мы весёлые
ребята»(старшая, подготовительная группа)Приложение№6
Комментариев нет:
Отправить комментарий