Методическая копилка


                                                                         Статкевич Марина Владимировна  «Вокально-хоровая  работа в дошкольном возрасте с применением игр и упражнений»
Наилучшего результата в постановке и расширении диапозона детского голоса можно достичь, используя фонопедический метод развития голоса, разработанный врачом- отоларингологом и певцом Виктором Емельяновым. Его метод направлен на укрепление гортани, расширение звукового диапозона голоса. Фонопедические упражнения широко используются в работе с детскими и взрослыми хоровыми коллективами, а также при лечении профессиональных заболеваний певцов. В речевых играх по методу В. В. Емельянова используются крайние звуки регистров от самого низкого, грудного до фальцетного, шипения, хрипа, губной вибрант, штро-бас. Нередки упражнения на глиссандо от крайних звуков диапозона («звуковая волна»).
Далее представлен материал, за основу которого взят ФМРГ  В. В. Имельянова , который адаптирован мной для детей  дошкольного возраста.(Условные обозначения описания голосообразующих движений:
(Р)- губной вибрант – имитация звука (Р) вибрацией губ.
(У)- гласный (у) (грудной или фальцетный) с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые  губы при розомкнутых боковых зубах.
·  «Собери тепло в ладошки». (Вдох носом, выдох в ладони ха.., а затем отдаём тепло сначала голове, затем лбу, ушам, горлу.
·  «Точечный самомассаж лица.»
Хочешь быть здоровым? Да. На массаж спеши тогда
По четыре вправо влево двигаем мы пальцы смело
Раз две тоски у бровей. Два две точки у ноздрей
Три две точки у виска четыре там,где борода
Пять где горло шесть, где грудь семь про пальцы не забудь.
Нам массаж опять помог, он здоровья залог.
(автор И. Ю. Коваленко)
·  «Артикуляционная гимнастика»:
ü  Кусаем язык от кончика до основания и обратно
ü  Покусываем язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его. (Как вкусную конфетку.)
ü  Сделайте языком круговые движения между губами и зубами с закрытым ртом. (Проверяем все ли зубы на месте.)
ü  Покусали верхнюю губу, нижнюю губу.
ü  Втянули щёки(огурец худышка), надули щёки(памидорка толстушка)
ü  Пощёлкивайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. (Предложите детям пощёлкать одинаково низко или высоко, т. е. выстраивать унисон). Затем остановите «лошадку»БР……
·    «Интонационно –фонетические упражнения»:
ü  Изобразили звук мотора (Р)____ сели в ракету полетели высоко на луну (У)__________(У)(с нижнего до верхнего регистра глиссандо), выходим из высокой ракеты (Р)_________(с верхнего регистра до нижнего как можно дольше спускаемся (глиссандо))
ü  «Вопросы и ответы» (Мы приземлились на Луну нас встречают добродушные жители, давайте и мы выучим  язык лунатиков и ответим на все их вопросы) Основным элементом упражнения является скользящая(глиссирующая) восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр. Упражнение является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных. На каждом занятии может браться какая-либо строчка, включая в тренаж разные согласные. Варианты:
 -педагог спрашивает, дети отвечают
-педагок испрашивает и отвечает, дети повторяют
-ребёнок спрашивает, дети отвечают (когда материал хорошо знаком)
«Вопросы ответы с согласными»
                ШУ?    У
У-                                      ШУ!
У-ШУ  У-ШО  У-ША  У-ШЭ  У-ШЫ  У-СУ  У-СО  У-СА  У-СЭ  У-СЫ
У-ФУ   У-ФО  У-ФА   У-ФЭ   У-ФЫ   У-КУ  У-КО  У-КА  У-КЭ  У-КЫ
У-ТУ    У-ТО   У-ТА    У-ТЭ    У-ТЫ    У-ПУ  У-ПО  У-ПА  У-ПЭ У-ПЫ
«Вопросы-ответы трёхсложные»
У-ШУ-ЖУ           О                     А                   Э                      Ы
    СЗ           У-СО-ЗО
    ФВ                                   У-ФА-ВА
КГ                                                            У-КЭ-ГЭ
    ТД                                                                                 У-ТЫ-ДЫ
ü  Поём своё имя. (А теперь своим друзьям споём как нас зовут)
«Если добрый день с утра» Приложение №1
«Здравствуйте ребята, как вас всех зовут» Приложение№2
ü  Чередование выдувания (У) и гласной «А»(Надули шарик, он медленно сдулся) (Надули шарик, он упругий поскакал) Приложение №3
ü  Чередование выдувания(У) через октаву гласной(А) стаккато.(Надули шарик закинули на 5 этаж, 6,7,….) Приложение №4
ü  Песенка эхо «Пой за мной»(средняя группа)Приложение№5
ü  Песенка эхо «Мы весёлые ребята»(старшая, подготовительная группа)Приложение№6

Комментариев нет:

Отправить комментарий