Информация для воспитателей



Информация для воспитателей

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗОНЫ В ДОУ.
При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:
1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.
2. Разнообразие оборудования.
3. Учет возрастных особенностей детей.
4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
5. Возможность переноса оборудования в другие места.



Классификация оборудования для музыкальных зон:
1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр: мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т. п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.
2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:
• с хроматическим рядом, диатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);
• с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);
• с одним фиксированным звуком (дудки):
• шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)
3. Музыкально-дидактические игры и пособия:
4. Аудиовизуальные пособия: компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски.
                                             
Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам

Перечень материалов для детей от 2, 5 до 4 лет
 (1 и 2-я младшие группы):
•куклы-неваляшки;
•образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка);
•игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;
• игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);
•атрибуты к музыкальным подвижным играм;
•флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);
•ширма настольная с перчаточными игрушками;
•магнитофон и набор программных аудиозаписей;
•музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4—5 лет 
(средней группы детского сада):
В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше, а также дополнительно:
•металлофон;
•шумовые инструменты для детского оркестра;
•книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);
•музыкально-дидактические игры:
•атрибуты к подвижным музыкальным играм:
•ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону);
•ширма настольная и набор игрушек;
•музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования;
• магнитофон и набор программных аудиозаписей.


Перечень материалов для детей 5-6 лет
 (старшей группы детского сада):
Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:
•музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
•иллюстрации по теме «Времена года»;
•музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
•портреты композиторов;
•музыкально-дидактические игры;
•атрибуты к подвижным играм;
• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
•ширмы: настольная и ширма по росту;
• атрибуты для детского танцевального творчества;
•альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;
•разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
•атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.);
•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет 
(подготовительной группы детского сада):
•музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);
•портреты композиторов;
•иллюстрации по теме «Времена года»;
•альбомы: «Мы рисуем музыку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
•графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
•альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;
•набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
•музыкально-дидактические игры: атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.);

•атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки






Мастер-класс для воспитателей «Просто, легко, весело»
Шумовой оркестр в детском саду.
МДОУ детский сад №350 «Гусельки»
Музыкальный руководитель
Статкевич Марина Владимировна
Дети очень любят играть в шумовом оркестре  – это знают все, кто хоть раз
дал в руки ребѐнку незатейливый инструмент.
Как одна из форм работы с детьми она существовала давно, но немногие вос-
питатели уделяют ей достаточное внимание, потому что не знают с какой
стороны к ней подступиться в очень сложных условиях работы в детском са-
ду вообще и в группе в частности.
Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна удовлетворять 4-м
простым условиям:
- быть лѐгкой для детей и педагогов
-быть интересной для них
-быть систематической
-быть групповой формой обучения
Учение для дошкольника должно быть не только лѐгким и приятным время-
провождением, но и интересным.
Если просто дать в руки ребѐнка какой-нибудь инструмент, его заинтересо-
ванности хватит на 2-3 минуты. И подержав в руках бубен, ему захочется
сменить его на маракас, а потом на барабан и т.д. Если интерес будет отсут-
ствовать в самой работе с инструментом, то даже при наличии различных
«шумелок», скука в глазах ребѐнка неизбежно появится.
Музыка, которую дети в состоянии исполнить в оркестре должна быть не
только яркой, но и доступной, недлинной, не очень быстрой, понятной по
структуре и, лучше всего жанровой или образной. (песня, танец, марш или
изображающей какой-либо образ, персонаж).
У шумового оркестра в детском саду есть свои особые задачи:
       -активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных видов деятельности игре в детском оркестре.
       -воспитание интереса и любви к музицированию.
       -практическое овладение детьми  музыкального языка и    некоторыми  понятиями музыкальной грамоты.
       -создание предпосылок для развития творческого мышления.
       -знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования.


       Шумовые инструменты используются  в детском саду для развития ос-
нов интонационного слуха и образно- ассоциативного мышления. С их по-
мощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний
на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок). При
этом, возникают ассоциативные связи между предметом и явлением (дождь,
часы, гром, комары, снежная буря и т. п.) и его звуковым воплощением. Поз-
же дети способны создавать звуковые образы – хор планет, музыка звѐзд, песенка светлячка и т.п.)
      Ценно то, что в шумовом оркестре могут принимать участие все дети
без исключения, а не только особо одаренные музыкально. Все партии вна-
чале исполняются без инструмента – в воздухе, с помощью звучащих жестов,
что уберегает от грубых ошибок, а следовательно замечаний со стороны взрослого, и таким образом придаѐт уверенности в своих силах. Все дети при
исполнении какой-либо пьесы или песенки знают все партии и могут легко
заменить друг друга. Для этого партии должны быть лѐгкими. Во время игры или смены куплета песни, дети меняются инструментами, а, следовательно, выучивают все партии.
     В основу работы над шумовым оркестром должно быть положено фор-
мирование и развитие метроритмического чувства во всѐм его многообразии.
Этому помогает активное слушание музыки, то есть соединение восприятия
музыки с каким – либо движением, исполнением звучащих жестов ( хлопки,
шлепки, щелчки), различные виды тактирования, подчѐркивания окончания,
повторение отдельных ритмических фигур:
    Детский шумовой оркестр под фонограмму  – это замечательная воз-
можность для детей почувствовать себя оркестрантами и услышать, как зву-
чит настоящий оркестр. Маленькие дети обладают богатейшим воображени-
ем и, благодаря ему,  ощущают необыкновенную гордость и вдохновение,
принимая участие в таком оркестре. Малыши представляют, что всѐ, что зву-
чит, они сами сыграли! Взрослый может быть реальным дирижѐром и руко-
водить детьми во время исполнения. И это всѐ можно осуществить в группе.
Включив запись музыки на кассете или диске, и дав детям в руки инструмен-
ты, сделанные своими руками. Таким образом, можно украсить любое собы-
тие в группе: день рождения ребѐнка, развлечение или досуг.
    Конечно, участие воспитателя в этом виде деятельности очень желательно,
чтобы этот процесс не превратился в стихийный трам-тара-рам. И фонограм-
ма очень способствует организации игры в оркестре. Музыка  – искусство
временнОе, она отзвучала и смолкла. В паузе можно обменяться инструмен-
тами, заняться исследовательской деятельностью, то есть подумать и поэкс-
периментировать какие звуки можно ещѐ извлечь из инструмента, оказавше-
гося у тебя в руках. Ударить по нему пальцем, ладошкой, кулачком, палоч-
кой, специальным молоточком по верхней крышечке или боковой стороне, а
может быть встряхнуть его несколько раз или потрясти длительно, исполняя
тремоло и т.п.  Исследовательская деятельность  – необходимый этап в по-
знании нового, только следует его дозировать и направлять.
    Важная вещь развитие тембрового слуха. Начинать его развивать нужно с
самого раннего возраста, недаром первая игрушка младенца  – погремушка.
Но и у простой погремушки бывают разные голоса, разные тембры.
Предложите детям три-четыре «волшебных» яичка из-под киндеров с разны-
ми наполнителями. Одно яйцо молчит, другое шепчет, третье трещит, а чет-
вѐртое позвякивает.
    Пусть дети разложат их от самого тихого, к самого громкому. И придумают
определения для звука, который издаѐт яйцо или звучащая коробочка. Не
просто громко или тихо, а оно шелестит, шуршит, шепчет на ушко по секре-ту, или весело бренчит, звенит, хохочет, дребезжит и т.п. Вот вам и обогаще-
ние словаря.
   Интересны и доступны малышам речевые игры.
 Для исполнения метрического пульса яйцами-маракасами надо стучать по коленям, потому что манипулировать ими в воздухе малышам ещѐ сложно и продекламировать ритмично стихотворение про мячик:
Чуть ударишь этот мячик,
Начинает он скакать.
Скачет, скачет, скачет, скачет,
И не может перестать.
   Потом дети под звук бубна или барабана сами могут попрыгать как мячики.
Использовать игру можно на 3-4-х занятиях, что способствует у детей разви-
тию чувства метроритмической пульсации через телесное чувство, слух, зре-
ние.
   А вот игра с бубном. Покажите детям красивый бубен. Предложите побегать врассыпную пока бубен весело звенит. Когда он остановится, все должны присесть на корточки. Взрослый тоже присаживается и равномерно ударяя в бубен, произносит:
 Дзинь- бум, дзинь –бум,
Бубен нам устроил шум
Постучим. пошумим
И все снова побежим.
     Дети должны услышать два разных способа игры на бубне: равномерные
удары и звон-тремоло.
    Ещѐ одна увлекательная игра, доступная детям в группе «Угадай, на чѐм я
играю». На столике лежат несколько разных инструментов в зависимости от
возраста детей от3-х до 8-ми штук, разнотембровых. Один из детей играет на
любом из них, а другой отвернувшись слушает и затем. Повернувшись, ука-
зывает на прозвучавший, называя его.  Что касается правильного названия
инструмента, то начинать надо с себя и усвоить то, что не все духовые инст-
рументы-   называются дудочками, а ударные – бубнами и барабанами. (при-
мер – тамбурин с колокольчиками).
    Каждое лето, начиная со средней группы я знакомлю детей с инструментами симфонического оркестра. Мы запоминаем их название, слушаем звук и видим их изображение. Очень хорошо иметь в музыкальном уголке картинки с изображением различных инструментов, как народных, так и симфонического оркестра.
Народные духовые инструменты:
Свистулька, тростниковая свистелка, дудка, свирель, сопель, рожок, жалейка,
гармошка (кнопочно-духовой)
Струнные:
Шарманка (щипковый)
Народная скрипка, балалайка, гитара, гусли, домра.Ударные: деревянные ложки, барабан, бубен, тамбурин, маракас, колоколь-
чики, бубенцы, трещотки, рубель, коса.
Рекомендую для игры в младшей группе использовать маракасы (яйца из-под киндеров, коробочки  – ягодки из-под мороженного, с различными наполнителями)
     Под запись любой 2-х частной  польки дети на 1-ую часть ритмично стучат
по ладошке маракасом. А на 2-ую часть потряхивают ими в воздухе.
Пальчиковые барабанчики. (коробочки из-под творога и йогуртов с крышеч-
кой или натянутой сверху плѐнкой под резинку).
Напевая или проговаривая  слова песенки «Весѐлые барабаны»
     Весело играем мы все в барабаны,
     Весело играем мы все в барабан!
     Ля-ля-ля…
Дети вначале ритмично учатся хлопать в ладошки и шлѐпать по коленям, а
затем ударяют пальчиком по крышечке  маленького барабанчика, которым
можно подыгрывать себе на ходу, что помогает координировать шаги с уда-
рами в инструмент.
Со средней группы в музыкальный уголок добавляются бубны, бубенчики на
палочках, озвученные коробочки с палочками или молоточками для постуки-
вания. Для облегчения освоения ритмического рисунка мелодии придумыва-
ются подговорки типа:
    Молоточек, тук-тук-тук,
    Молоточек, ты мой друг,
    Молоточек, тук-тук-тук,
    Ты мой верный друг!
(затем вступают бубенчики)
    Дили-дили-дили-дон.
    Бом- бом! (удары по тарелке)
(повторение ритмической фигуры трижды.
А заканчивают все инструменты все вместе)
     Слышат все наш звон!
В старшей группе под фонограмму пьесы Лео Рамо «Тамбурин» осваиваем
приѐм игры на бубне  – тремоло, соединяя его с ударом на сильную долю.
Вначале этот приѐм выполняется без инструмента  - хлопок в ладоши и «фо-
нарики». В средней части пьесы  играет металлофон на двух звуках до- си и
треугольник, чередуясь между собой.
В подготовительной группе  открываем музыкальную мастерскую. Даѐм де-
тям разноцветные коробочки из-под йогурта с заранее сделанными насечка-
ми и круглые канцелярские резинки, и предлагаем им подумать, как можно сделать из этого музыкальный инструмент, чтобы резинка звучала как  стру-
на. Пусть дети поэкспериментируют с натяжением резинки, которое меняет
звук по высоте и, чередуя щипки на разных коробочках, послушать какая вы-
ходит мелодия. Пусть дети убедятся, что в руках у них действительно музы-
кальный инструмент. Резинкой можно громко щѐлкать, оттягивая еѐ сбоку.
Украсить коробочку можно пучком из полосок гофрированной бумаги, за-
правленной снизу под резинку. Им можно пошуршать, потряхивая коробоч-
ку. Получился симпатичный музыкальный «кальмарчик». С помощью этого
щипкового инструмента исполним польку Лео Делиба «Пиццикато» под фо-
нограмму.
      Игра «Музыкальное приветствие». Дети держа в руках «кальмарчики», двигаются врассыпную лѐгким бегом, а на акцентированные концы фраз повернувшись к произвольному партнѐру, щѐлкают резинкой и говорят «Привет!».
В средней части дети импровизированно танцуют, помахивая хвостиками
«кальмарчиков».
    Игра для любого возраста «Музыкальная карусель». Дети берут любые инструменты и встают в круг. На 1-ую часть музыки играют на  своѐм инструменте, затем  со сменой музыки, кладут его на пол и переходят  по кругу к другому. На повторение музыки 1-ой части берут новый инструмент и играют на нѐм. Взрослый может исполнять роль дирижѐра.
Таким образом, осваиваются разные приѐмы игры на разных инструментах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий